Постановление №3/17 Государственные регистрационные знаки транспортных средств в СССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СССР

Постановление №3/17 ГАИ СССР

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СССР»

(Типы и основные размеры. Технические требования)

Дата введения 2017-06-05

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО Техническим комитетом ГАИ СССР.  
2 ПРИНЯТО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Постановлением №3/17 ГАИ СССР от 05 июня 2017 г.
3 Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 7591-82 «Транспорт дорожный. Номерные знаки с отражательной поверхностью для транспортных средств и прицепов. Технические требования» в части требований к отражательной поверхности и Конвенции о дорожном движении, принятой в Вене в 1968 г., с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам Союза Советских Социалистических Республик (далее — регистрационным знакам), устанавливаемым на транспортные средства принадлежащие гражданам СССР и зарегистрированными ими в установленном порядке в ГАИ СССР.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты (ГОСТ СССР):

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

 ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида*

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 3489.2-71 Шрифты типографские. Гарнитура журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 3489.17-71 Шрифты типографские. Гарнитура «Балтика» (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 4765-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности пленок при ударе

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерения цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

3 Типы и основные размеры

3.1  В зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на следующие группы:

тип 1 — транспортные средства, принадлежащие государственным органам Союза Советских Социалистических Республик;

тип 2 —  транспортные средства, принадлежащие государственным служащим Союза Советских Социалистических Республик находящиеся в их личной собственности;

тип 3 —  транспортные средства, принадлежащие вооруженным силам Советской Армии и флота CCCP;

тип 4 — транспортные средства, принадлежащие Министерству Внутренних Дел СССР;

тип 5 — транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, в том числе возглавляемым почетными консульскими должностными лицами, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при Министерстве иностранных дел СССР;

тип 6 —  такси и общественный транспорт;

тип 7 —  грузовой транспорт и спецтранспорт;

тип 8 —  транспортные средства, временно выбывающие за пределы СССР;

тип 9 —  мотоциклы, мотороллеры, мопеды и снегоходы.

 

3.3 Структура регистрационных знаков должна быть следующей:

Тип 1
тип 1.1 (однострочный) белая пластина СССР 0000 SU 077
тип -1.2 (однострочный) белая пластина СС 0000 СР SU 077
тип 1.2.1 (однострочный) для нач. ГАИ региона белая пластина СС 0770 СР SU 077
тип 1.2.2 (однострочный) для зам.нач. ГАИ региона белая пластина СС 7700 СР SU 077
тип 1.2.2 (однострочный) для зам.нач. ГАИ региона белая пластина СС 0077 СР SU 077
тип 1.3 (однострочный) для гос.машин общего назначения белая пластина СС 0000 СР SU 077
Тип 2
тип 2.1 (однострочный) гражданский белая пластина АА 0000 АА SU 077
тип 2.1.1 (однострочный) гражданский белая пластина АА 0000 АА SU А77
тип 2.2 (однострочный) гражданский именной 4 буквенный белая пластина АААА 0000 SU 077
тип 2.3 (однострочный) гражданский именной 5 буквенный белая пластина ААААА 00 SU 077
тип 2.4 (однострочный) гражданский именной 6 буквенный белая пластина АААААА SU 077
тип 2.5 (однострочный) гражданский именной 7 буквенный белая пластина АААААAА SU 077
тип 2.6 (однострочный) гражданский именной женский розовая пластина АА 0000 АА SU 077
Тип 3
тип 3.1 (однострочный) ВАИ СССР  черная пластина ВАИ 0000 А SU 00
тип 3.2 (однострочный)  общего назначения ВС СССР черная пластина АА 0000 АА SU 00
Тип 4
тип 4.1 (однострочный)  для МВД СССР синяя пластина МВД 0000 SU 077
тип 4.2 (однострочный)  для УВД СССР синяя пластина УВД 0000 SU 077
тип 4.3 (однострочный) для ГАИ СССР синяя пластина ГАИ 0000 SU 077
Тип 5
тип 5.1 (3 (однострочный) Дипномер красная пластина 000 CD 0 SU 077
тип 5.2 (3 (однострочный) Дипномер красная пластина 000 D 00 SU 077
тип 5.2 (3 (однострочный) Дипномер красная пластина 000 T 00 SU 077
Тип 6
тип 6.1 (однострочный) для такси желтая пластина АА 0000 АА SU 077
Тип 7
тип 7.1 (однострочный) для грузового транспорта зеленая пластина АА 0000 АА SU 077
тип 7.2 (двухстрочный) для спец.техники белая пластина 0000 077
АА SU
Тип 8
тип 8.1 (однострочный) для международного транзита белая пластина SU 00000 СССР 00
Тип 9
тип 9.1 (однострочный) для мототранспорта белая пластина SU  0000 А 077

где 0 и А — соответственно цифра и буква, означающие номер и серию регистрационного знака транспортного средства;

077 — цифра кода региона СССР, применяемых на регистрационных знаках транспортных средств (далее — региона регистрации);

А 77 — первая буква слова «А», код региона при нехватке цифровых значений

4 Технические требования

4.1 Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и конструкторской документации, согласованным с Министерством внутренних дел CCCР и утвержденным в установленном порядке.
4.2 Регистрационные знаки изготавливают из алюминиевых сплавов методом штампования с покрытием световозвращающими и лакокрасочными материалами. Для изготовления регистрационных знаков допускается применение черных металлов.

4.3 Регистрационные знаки могут изготавливаться на бумаге типографским способом с  покрытием с двух сторон специальной пленкой (ламинируются). Толщина регистрационных знаков должна составлять не менее 400 мкм.

4.4 Толщина материала регистрационного знака без учета покрытия (кроме типов 15-18) должна быть (1 ± 0,1) мм. Толщину материала регистрационных знаков типов 15-18 устанавливают в технических условиях на эти знаки.
4.5 Технология нанесения цифр, букв и окантовки на регистрационные знаки, включая надписи «SU» и изображение Государственного герба СССР должна исключать возможность их изменения в процессе эксплуатации без разрушения знака или изменения структуры применяемых материалов.
4.6 Поле регистрационных знаков (кроме тип 3) должно обладать световозвращающими свойствами. Требования к цвету поля и качеству регистрационных знаков со световозвращающим покрытием приведены в приложении Г.
Примечание — Допускается изготовление регистрационных знаков типа 3, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатирующиеся только вне автомобильных дорог общего пользования, без световозвращающего покрытия.
4.7 Требования к покрытию поля регистрационных знаков (кроме знаков со световозвращающим покрытием и знаков, изготовленных типографским способом)

4.7.1 Адгезия покрытия по методу решетчатых надрезов — не более 2 баллов по ГОСТ 15140.
4.7.2 Прочность покрытия при ударе — не менее 40 см по ГОСТ 4765.
4.7.3 Класс покрытия — не ниже III по ГОСТ 9.032.
4.7.4 Атмосферостойкость покрытия — по ГОСТ 9.401 для II типа атмосферы по ГОСТ 15150, при сохранении защитных свойств по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должна быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и не менее двух лет в условиях эксплуатации ХЛ1 по ГОСТ 9.401.
4.8 Цвета поля регистрационных знаков (кроме знаков со световозвращающим покрытием), а также окантовки, цифр и букв должны соответствовать указанным в таблице 2.

4.9 Регистрационные знаки типов должны изготавливаться типографским или иным способом, обеспечивающим выполнение установленных настоящим стандартом требований в течение сроков, на которые они выдаются.

4.10 Регистрационные знаки со световозвращающим покрытием должны иметь элементы защиты от подделки, включенные в структуру покрытия.

Регистрационные знаки должны иметь элементы защиты от подделки, выполненные типографским или иным способом.

На лицевую сторону регистрационных знаков типа 15 должен быть нанесен голографический защитный знак. Требования к уровню защиты устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.
\
Примечание — Размеры, начертание, расположение и другие характеристики защитных элементов устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.

4.11 Гарантийный срок службы регистрационных знаков со дня их изготовления (кроме типов 15-18) при сохранении защитных свойств покрытия поля знаков по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должен быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и двух лет — в условиях эксплуатации ХЛ1 по ГОСТ 9.104.

4.17 Требования к местам установки регистрационных знаков на транспортных средствах приведены в приложении Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Регистрационные знаки

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

Рисунок А.1 — Регистрационный знак, ТС правительственного назначения,  тип 1.1

\

Рисунок А.2 — Регистрационный знак,  ТС  гос/служащего СССР, тип 1.2

Рисунок А.3 — Регистрационный знак, ТС принадлежащее государству СССР,  тип 1.3

Рисунок А.4 — Регистрационный знак,  общегражданский, для ТС принадлежащего человеку и гражданину СССР, тип 2.1

Рисунок А.5 — Регистрационный знак, общегражданский, для ТС принадлежащего человеку и гражданину СССР,   тип 2.1.1

Рисунок А.6 — Регистрационный знак, именной, 4-х буквенный, типа 2.2

Рисунок А.7 — Регистрационный знак, именной, 5-ти буквенный, типа 2.3

.

Рисунок А.8 — Регистрационный знак, именной, 6-7-ми буквенный, тип 2.4

Рисунок А.8 — Регистрационный знак, общегражданский, женский, тип 2.5

Рисунок А.9 — Регистрационный знак, для ВАИ СССР, тип 3.1

Рисунок А.10 — Регистрационный знак, для ВС СССР,  тип 3.2

Рисунок А.11 — Регистрационный знак, для МВД СССР, тип 4.1

Рисунок A.12 — Регистрационный знак, УВД СССР, тип 4.2

 

Рисунок А.13 — Регистрационный знак, ГАИ СССР, тип 4.3

Рисунок А.14 — Регистрационный знак, дипломатический, тип 5.1

Рисунок А.15 — Регистрационный знак, дипломатический, тип 5.2

Рисунок А.16 — Регистрационный знак, дипломатический,  тип 5.3

Рисунок А.17 — Регистрационный знак, для такси и общественного транспорта, ГАИ СССР, тип 6

Рисунок А.18 — Регистрационный знак, для грузового траспорта и спец.техники, тип 7

Рисунок А.19 — Регистрационный знак, для транзитного траспорта,  тип 8

Рисунок А.20 — Регистрационный знак, для мототранспорта, тип 9.1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное)

 

Рисунок Б.1 — Шрифт больших букв, разрешенных для использования на регистрационных знаках

Рисунок Б.1 — Шрифт букв, разрешенных для использования на регистрационных знаках

Рисунок Б.2 — Шрифт малых букв, разрешенных для использования на регистрационных знаках

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)

 

Рисунок B.1 — Шрифт цифр, применяемых на регистрационных знаках

Рисунок B.1 — Шрифт цифр, применяемых на регистрационных знаках

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное). Требования к цвету поля и качеству световозвращающего покрытия регистрационных знаков

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)

Г.1 Требования к фотометрическим свойствам

Г.1.1 Коэффициент световозвращения (отношение яркости к освещенности) световозвращающего покрытия поля регистрационного знака должен быть не менее значений, указанных в таблице Г.1.

Таблица Г.1 — Фотометрические характеристики световозвращающего покрытия

Цвет покрытия Угол наблюдения Коэффициент световозвращения, кд/(млк), не менее, при углах освещения
30° 45° Максимальный
Белый 0° 12′ 70 35 6 250
0° 20′ 50 30 3 250
1° 30′ 5 2 1 250
Желтый 0° 12′ 50 25 4 250
0° 20′ 35 15 2 250
1° 30′ 3 1 0,5 250
Красный 0° 12′ 10 4 0,8 100
0° 20′ 7 3 0,7 100
1° 30′ 0,6 0,3 0,1 100
Синий 0°12′ 4 1,7 1 25
0° 20′ 3 1,1 0,7 25

Примечания

1 Измерения проводят при освещении стандартным источником света по ГОСТ 7721.

2 Угол скручивания образца должен быть не более 1° 20′.

3 Расположение угла освещения должно быть таким, чтобы углы освещения и наблюдения находились на противоположных сторонах линии, соединяющей источник света с центром образца.

Г.1.2 При обильном воздействии воды на регистрационный знак коэффициент световозвращения должен быть не менее 90% значений, указанных в таблице Г.1.

Г.1.3 Значения максимального коэффициента световозвращения к минимальному не должны отличаться более чем в два раза.

Примечания

1 Проверку отклонений световозвращения проводят в случае обнаружения локальных отклонений в яркости при измерениях по Г.1.1.

2 Измерения проводят при угле наблюдения 0° 20′ и угле освещения 5°.

3 Коэффициент световозвращения измеряют на нескольких соседних площадках размером 50х50 мм.

Г.2 Требования к цветометрическим характеристикам

Г.2.1 Цвет световозвращающего покрытия регистрационного знака должен находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице Г.2, и соответствовать коэффициенту яркости.

Примечания

1 Измерения проводят при освещении стандартным источником света Д МЭК.

2 Источник света располагают под углом 45° к нормали регистрационного знака.

3 Измерения проводят вдоль нормали регистрационного знака.

4 Для проведения измерений используют образец регистрационного знака без нанесенных на нем надписи «SU», изображения Государственного герба СССР, цифр, букв, окантовки.

Таблица Г.2 — Цветометрические характеристики световозвращающего покрытия

Цвет покрытия Координаты цветности угловых точек допустимых цветовых областей Коэффициент яркости
Номера угловых точек цветовых областей
1 2 3 4
Белый 0,355 0,305 0,285 0,335  0,35
0,355 0,305 0,325 0,375  0,35
Желтый 0,545 0,487 0,427 0,465  0,27
0,454 0,423 0,483 0,534  0,27
Красный 0,690 0,595 0,569 0,655  0,05
0,310 0,315 0,341 0,345  0,05
Синий 0,144 0,244 0,190 0,066 0,01
0,030 0,202 0,247 0,208

Г.3 Требования к стойкости

Г.3.1 Теплостойкость световозвращающего покрытия, букв и цифр должна быть такая, чтобы после последовательно проведенного кондиционирования образца регистрационного знака не наблюдалось трещин вздутий или изменений цвета (обесцвечивания).

Примечания

1 Последовательность и условия кондиционирования образца регистрационного знака должны быть следующими:

а) в течение 7 ч при температуре (65±2) °С и относительной влажности (10±5)%;

б) в течение 1 ч при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%;

в) в течение 15 ч при температуре минус 20 °С.

2 Для испытаний используют фрагмент, равный половине регистрационного знака.

3 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.2 Адгезия световозвращающего покрытия должна быть такая, чтобы после кондиционирования образца регистрационного знака не наблюдалось отслоений световозвращающего покрытия.

Примечания

1 Кондиционирование образца регистрационного знака проводят в течение 1 ч при температуре минус 20 °С.

2 Для испытаний используют фрагмент, равный половине регистрационного знака.

3 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.3 Стойкость световозвращающего покрытия к удару должна быть такая, чтобы после проведения испытаний на световозвращающем покрытии регистрационного знака не наблюдались трещины или отслоения на расстоянии более 5 мм от зоны удара.

Примечания

1 Проверку стойкости световозвращающего покрытия к удару проводят на испытательном стенде, который должен обеспечивать направленное падение ударника с ускорением 9-9,81 м/с.

2 Ударник должен представлять собой шар диаметром 25 мм, изготовленный из стали по ГОСТ 380.

3 Образец регистрационного знака, подвергаемый проверке на стойкость световозвращающего покрытия к удару, предварительно кондиционируют в течение 1 ч при температуре минус 20 °С.

4 После извлечения образца регистрационного знака из криокамеры его укладывают световозвращающим покрытием вверх на твердое основание (плиту толщиной не менее 12,5 мм, изготовленную из стали по ГОСТ 380 или чугуна по ГОСТ 1412).

5 Удар производят с высоты 2 м.

6 Для испытания используют фрагмент регистрационного знака размером, пригодным для проведения необходимых измерений.

7 Соблюдение требования проверяют штангенциркулем по ГОСТ 166.

Г.3.4 Стойкость световозвращающего покрытия к изгибу должна быть такая, чтобы после проведения испытаний на покрытии не наблюдались трещины.

Примечания

1 Испытания проводят при температуре (23±5) °С.

2 Образец регистрационного знака изгибают на оправке диаметром 50 мм в течение 2 с до образования угла 90°.

3 При проведении испытания образец регистрационного знака должен быть повернут наружу световозвращающим покрытием.

4 Для испытаний используют фрагмент регистрационного знака размером, пригодным для проведения испытания; отбортованные верхний и нижний края образца регистрационного знака должны быть срезаны.

Г.3.5 Водостойкость световозвращающего покрытия должна быть такая, чтобы после кондиционирования образца на покрытии не было следов разрушений, влияющих на его эффективную работу.

Примечания

1 Последовательность и условия кондиционирования образца регистрационного знака должны быть следующими:

а) в течение 24 ч образец регистрационного знака выдерживают в дистиллированной воде при температуре (23±5) °С;

б) в течение 48 ч образец регистрационного знака высушивают при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%.

2 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

3 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.6 Способность световозвращающего покрытия к очистке должна быть такова, чтобы при проведении испытаний световозвращающее покрытие легко без повреждения очищалось.

Примечания

1 Перед проведением испытаний световозвращающее покрытие регистрационного знака должно быть смазано смесью моторного или трансмиссионного масла и графита. Марки применяемых при испытании масел и графита, а также состав смеси не регламентируют.

2 При испытании световозвращающее покрытие протирают слабым растворителем (гептаном) с последующим промыванием нейтральным моющим раствором. Протирающие материалы, а также марку применяемого растворителя и моющего раствора не регламентируют.

3 Для испытаний используют фрагмент, равный половине регистрационного знака.

4 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.7 Стойкость световозвращающего покрытия к воздействию топлива должна быть такова, чтобы после проведения кондиционирования образца регистрационного знака на покрытии не было следов разрушений, влияющих на его эффективную работу.

Примечания

1 Кондиционирование образца регистрационного знака проводят в течение 1 мин в испытательной топливной смеси.

2 Состав испытательной топливной смеси должен быть следующим: 70% -гептана и 30% толуола.

3 Для испытаний используют фрагмент регистрационного знака, содержащий букву и цифры.

4 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.8 Стойкость к солевому воздействию должна быть такова, чтобы после проведения кондиционирования на образце регистрационного знака не наблюдалось следов коррозии, влияющих на эффективную работу покрытия.

Примечания

1 Последовательность и условия кондиционирования образца регистрационного знака должны быть следующими:

а) в течение 22 ч образец регистрационного знака подвергают воздействию солевого тумана;

б) в течение 2 ч образец регистрационного знака высушивают при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%;

в) в течение 22 ч образец регистрационного знака подвергают повторному воздействию солевого тумана;

г) по окончании установленных режимов кондиционирования образец промывают водой, протирают и осматривают.

2 Соляной туман создают распылением при температуре (35±2) °С раствора, состоящего из 5% хлорида натрия и 95% дистиллированной воды.

3 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

4 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.9 Долговечность покрытия должна быть такова, чтобы после интенсивного светового воздействия на образец регистрационного знака цветовые характеристики покрытия соответствовали значениям, указанным в таблице Г.2, и коэффициент световозвращения не должен быть ниже 50% значений, указанных в таблице Г.1 для угла наблюдения 0° 20′ и угла освещения 5°. Коэффициент яркости должен быть не ниже 80% значений, указанных в таблице Г.2.

Примечания

1 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

2 Источник света и время светового воздействия регламентируют в технических условиях на регистрационные знаки со световозвращающим покрытием.

Г.4 Отбор образцов регистрационных знаков

Г.4.1 Испытаниям на соответствие требованиям настоящего приложения должны подвергаться не менее девяти образцов регистрационных знаков из одной партии, изготовленных с использованием одинаковых материалов на одном технологическом оборудовании.

Г.4.2 Один из образцов должен быть готовым для установки на транспортном средстве и используется для проверки размеров, цвета, формы, расположения надписи «SU», Государственного герба СССР, цифровых и буквенных обозначений, установленных настоящим стандартом и техническими условиями, а также Г.4.

Г.4.3 Для проведения измерений по Г.1 и Г.2 используют образец регистрационного знака без нанесенных на нем надписи «SU», изображения Государственного герба СССР, цифр, букв, окантовки.

Г.4.4 Для проведения испытаний по Г.3 используют готовые регистрационные знаки с одной нанесенной на них буквой и двумя цифрами, расположенными в центре регистрационного знака и имеющие по краям свободные пространства площадью не менее 100 см.

Г.4.5 Если световозвращающее покрытие поля регистрационного знака должно покрываться прозрачным лаком, то образцы также должны быть покрыты этим лаком.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное). Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах

ПРИЛОЖЕНИЕ И
(обязательное)

Д.1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков:

— одного переднего и одного заднего — на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах;

— одного заднего — на прочих транспортных средствах.

Д.2 Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.

Д.3 Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

Д.4 Место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий.

Д.4.1 Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения.

Д.4.2 Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 3°.

Д.4.3 Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 5°.

Примечание — Если конструкция транспортного средства не позволяет установить регистрационные знаки перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства, то для регистрационных знаков, высота верхнего края которых не более 1200 мм, допускается этот угол увеличить до 30°, если поверхность, на которой установлен знак, обращена вверх, и до 15°, если поверхность обращена вниз.

Д.4.4 Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов — не менее 200 мм, высота верхнего края знака — не более 1200 мм.

Примечания

1 В случае если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, допускается увеличение размера до 2000 мм.

2 Измерение высоты размещения регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должно проводиться на транспортном средстве снаряженной массы.

Д.4.5 Регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости.

Рисунок Д.1

Рисунок Д.1

Д.4.7 Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.

Д.5 Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись «SU», изображение Государственного герба СССР, буквы или цифры.

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требований Д.2-Д.4.
l

Д.6 Регистрационные знаки типов должны устанавливаться:

— на легковых автомобилях и автобусах — один на переднем и один на заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;

— на грузовых автомобилях и тракторах — один знак на переднем ветровом стекле внутри кабины справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства.

Регистрационные знаки, выданные на мотоциклы и прицепы, должны находиться у водителей.

Д.7 Регистрационные знаки типа 15 должны устанавливаться на легковых, грузовых автомобилях, автобусах (один спереди и один сзади) и прицепах (один сзади) на штатные места установки регистрационных знаков этих транспортных средств.

Должно быть обеспечено надежное крепление регистрационных знаков в течение всего срока их действия с использованием, при необходимости, рамок или других переходных конструктивных элементов.

ГАИ СССР, 2017 г.